Иллюстратор – профессия творческая, востребованность которой  в эпоху Интернета только увеличилась. Ведь иллюстрировать стало необходимо не только книжные, но и интернет-издания. Для того чтобы в совершенстве овладеть этой профессией, мало обладать желанием  и талантом. Необходимо досконально разбираться в существующих стилях, хорошо знать  творчество выдающихся иллюстраторов. 

Как все начиналось

Люди стали сопровождать рисунками написанное, наверное, как только появилась письменность.  Ведь  графика появилась раньше букв! Вспомним наскальные рисунки в пещерах по всему миру.  Наиболее интересными древними иллюстрациями можно считать рисунки на античных рукописях «Илиады» и «Энеиды», написанные соответственно Гомером и Вергилием.

Знаменитый «Дядя Сэм» Джеймса Флэгга

До 19 века иллюстрация воспринимались как украшения к книгам. Не будем забывать, что население тогда было преимущественно малограмотно и один сплошной текст, «простыня», без ярких интересных картинок вряд ли способствовал популяризации книги.

Иллюстрации были различных видов – графические рисунки, миниатюры, гравюры, виньетки, декоративный орнамент.

С развитием во второй половине 19 века типографского дела массово стали выходить журналы и газеты. Работы иллюстраторам резко прибавилось. Это время называют Золотым веком иллюстрации. Эта эпоха дала таких выдающихся мастеров своего дела, как Норман Роквелл, Чарльз Дана Гибсон, Говард Пайл, Джеймс Флэгг (именно он создал образ знаменитого дяди Сэма).

Норман Роквелл

Но техника, которая во многом поспособствовала развитию иллюстрации в 19 веке, в 20 веке резко ее изменила. К тому времени в совершенстве развилась фотография и технологии перенесения ее на бумагу. Соревноваться с фото в реалистичности и точности показа происходящих событий было глупо, поэтому иллюстраторам ничего не оставалось, как рисовать то, что сфотографировать в принципе было невозможно – идейные, нематериальные сюжеты. То есть они вернулись к тому, что обозначал термин иллюстрация изначально – изображение не тождественное изображаемому объекту.

Так в начале-середине уже 20 века появилась концептуальная иллюстрация, на которую большое влияние оказали бурно развивающиеся в то время такие направления в живописи, как сюрреализм, кубизм, экспрессионизм, дадаизм. Наиболее яркими представителями такой иллюстрации стали Борис Арцыбашев, Роберт Эндрю Паркер, Саул Стейнберг.

Саул Стейнберг

Тогда же иллюстрация со страниц книг, газет и журналов шагнула на улицу. Ее стали использовать для рекламы и пропаганды. Это вызвало к жизни новый вид иллюстрации – плакатный. Также сильнейшее развитие в это время получили карикатурная и сатирическая иллюстрации.

И вновь техника на рубеже 20-21 веков оказала сильнейшее влияние на иллюстрацию. С появлением компьютеров появился ее новый вид, точнее техника исполнения – векторная графика, которая получила повсеместное распространение – от иллюстрации книг, буклетов и брошюр до рекламы на билбордах и т.д.

Стили иллюстрации

Стилей иллюстрации огромное количество, поэтому мы покажем наиболее востребованные, и те, которые вбирают в себя более мелкие стили и жанры. Примерами будут служить работы наиболее известных иллюстраторов. 

Фэшн-иллюстрация

Ее история насчитывает уже пять веков, но активно она развивается последние150 лет. Фэшн-иллюстрация – это показ моды. Именно поэтому он так популярен при создании обложек модных женских журналов, а также оформлении бутиков и магазинов одежды. Родоначальником этого направления считается Вацлав Холлар. А одним из наиболее видных представителей является Карл Эриксон, активно сотрудничавший с журналом Vogue.

Слева иллюстрация Вацлав Холлара, справа – Карла Эриксона

Плакатная иллюстрация

Активное распространение получила в начале-середине 20 века, как попытка новыми формами передать катаклизмы, которые происходили с человечеством в те годы. Основоположниками считаются Анри де Тулуз-Лотрек и Жюль Шере.

Слева плакат Анри де Тулуз-Лотрека «Послы, Аристид Брюан», справа знаменитый плакат
Д. Моора «Ты записался добровольцем?»

Ретро-иллюстрация

Стиль зародился в 50-годах прошлого века. Правда, тогда он так не назывался, так как являлся в то время реальностью. Характеризуется яркостью, насыщенностью красок и непередаваемой винтажностью. Одним из основоположников стиля считается Эрл К. Берги (1901-1952 г.г.)

Работы Эрла Берги

Декоративная иллюстрация

Один из самых древнейших видов. Декоративные узоры можно встретить и на египетских папирусах, и в средневековых манускриптах. В 20 века наиболее известным художником, работающим в этом виде, является Уильям Моррис (1834 -1896 г.г.).

Иллюстрации Уильям Морриса

Иллюстрация детской литературы

Нарисовать иллюстрации к детской книге непросто. Ну, разве что, если для самых маленьких. С одной стороны они должны быть интересными для детей, красочными. А с другой, обязательно должны содержать взрослый подтекст. Одним из самых выдающихся детских иллюстраторов считается Эдмунд Дьюлак (1882 – 1953 г.г.)

Иллюстрации Эдмунда Дьюлака «Цирцея и Одиссей» и к сказке… «О царе Салтане»
Иллюстратор посчитал, что VESSEL – это судно, а не бочка (в английском языке это слово
имеет двоякое значение). Англичанину и в голову не могло прийти, что можно изменить
царский указ и посадить жену царя с наследником в бочку! Вот если бы Пушкин написал:
«В КЕГ ПИВНОЙ ИХ ПОСАДИЛИ...», тогда все было бы проиллюстрировано правильно.

Иллюстрация комиксов

Вид, получивший огромную популярность в 50-х годах, на Западе. И даже сейчас, когда есть не просто мультфильмы, а мультфильмы в 3D, этот жанр не думает сдаваться. Есть в нем что-то притягивающее. Покажем этот вид на примере иллюстраций Чарльза Шульца (1922 -2000 г.г.), считающегося крестным отцом современных комиксов.

Сатирическая иллюстрация

Карикатура востребована всегда. Всегда в жизни общества есть то, что надо показывать и высмеивать. Правда и меру знать надо. Ведь слово часто бьет больнее, если оно написано на бумаге, чем на кувалде. Примером может служить трагическая судьба редакции Charlie Hebdo. Одним из родоначальников этого вида иллюстраций был англичанин Джордж Крукшенк (17992-1878 г.г.). Ну и, конечно же, нельзя не сказать о наших Кукрыниксах – Михаиле Куприянове (1903-1991 г.г.), Порфирии Крылове (1902 -1990 г.г.) и Николае Соколове (1903 – 2000 г.г.), создававшими политическую сатиру в годы Великой отечественной войны.

Иллюстрация Джорджа Крукшенка: «Русские учат Бонапарта танцевать» и Кукрыниксов: «Беспощадно разгромим и уничтожим врага»

Концептуальная иллюстрация

Мы уже выше писали, что концептуальная иллюстрация появилась, как ответ на засилье фотографии в книгах и журналах. И показывает то, что в принципе невозможно сфотографировать. Наиболее известным иллюстратором, работавшими в этом виде является, кроме перечисленных в начале статьи художников,  Роберт Осборн (1904-1994 г.г.)

Иллюстрации Бориса Арцыбашева, Роберта Эндрю Паркера и Роберта Осборна

Фантастическая иллюстрация

Ведет свое начало от первых фантастических романов и рассказов Жюль Верна и Герберта Уэльса. Сейчас переживает бурный всплеск в связи с популярностью жанра фэнтези. Одним из классиков жанра считается Карло Бискаретти ди Руффиа (1879-1959 гг.), который создал серию рисунков на тему «Какие бы машины выбрали герои древности».

Бискаретти ди Руффиа «Парис похищает Елену и удирает на гоночном авто» и пример
современной фантастической иллюстрации, автор Inga Nielsen

Спортивная иллюстрация

Умирающий вид. Пик популярности пришелся на 30-50 г.г. 20 века. Сейчас ему трудно соперничать с современным фото. Все же в спорте главное реализм. И тут с фотографией трудно соперничать.Одним из классиков этого вида считается Виллард Муллин (1902 – 1978 г.г.), сотрудничавший с The New York World-Telegram.

Виллард Муллин «Бокс»

Надеемся, что этот небольшой экскурс в жанр иллюстраций вдохновит вас на создание своих шедевров. Если вы хотите добавить что-либо по этой теме, будем рады прочитать ваши комментарии.